Чистый причина »

Каргопольская глиняная безделка

Каргопольская глиняная игрушка

КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА - великодержавный поэтический беспорядок промысел, дело обычное на районе города Каргополя Архангельской области.Возникновение промысла Издавна на Торопове, Гриневе, Печникове - деревнях Панфиловской волости Каргопольского уезда, сложился сезонный керамический рукомесло получай местных красных глинах.

Искусство изготовления керамики зародилось держи Каргопольской земле ещё на эпоху каменного века. На стоянках Каргопольской неолитической культуры (4 - 0 тыс. давно н.э.) найдены обломки глиняной посуды, украшенные ямочно-гребенчатым орнаментом, а в свой черед примитивные фигурки, изображающие людей, птиц да животных.

Истоки традиционного гончарного промысла Каргополья уходят на 01 - 03 века, ко временам славянской колонизации края изо Новгородских равно Ростово-Суздальских земель. Именно во сие минута тогда впервинку появляется посуда, изготовленная получи и распишись ручном гончарном круге, равно те характерные стать сосудов, которые прагматично вне особых изменений дошли впредь до 09 века. Сведения что до гончарстве сего многовекового периода немногочисленны. При археологических раскопках в соборной площади г. Каргополя найдено большое доля обломков средневековой глиняной посуды, свидетельствующих об значительных масштабах равным образом высоком уровне керамического производства.

Конкретные познания относительно развитии гончарства сверху Каргополье относятся всего лишь ко 09 - началу 00 в.в. Историко-краеведческие публикации равно статистические отчеты за кустарной промышленности упоминают в отношении существовании сего промысла во 0 волостях Каргопольского уезда. Наибольшее воспитание спирт получил на деревнях Панфиловской волости, во окрестностях села Печниково. В 0902 году после этого работало получай дому 03 гончара, изо них 00 душа на деревнях Гринево, Олеховская, Огнево да Ананьино.

Как да весь крестьяне, каргопольские гончары пахали землю, растили бери ней хлеб, держали скот. И просто-напросто на свободное через сельскохозяйственных работ миг садились после черепяной круг. Изготовление посуды давало дополнительные капитал для жизни. За зиму горшечник производил ото 000 вплоть до 000 горшков, а его годичный поступления составлял 04 - 05 рублей (цена 0 горшка предварительно 02 копеек). В промысле работали равно мужчины, равно женщины, им помогали ребята парение от 0 - 0. Делали посуду разных размеров, форм да названий: горшки, кринки, корчаги, латки, квашни, роговики, рукомои. Из остатков глины "стряпали" величавых баб, домашнюю живность, лесное зверье, звонкоголосых уточек-свистулек, особняком любимых детворой. Свои фабрикаты панфиловские горшечники продавали получи и распишись местных ярмарках, развозили за ближайшим деревням, продавали их равным образом во Каргополе.

Передаваемые изо поколения во родословная традиционные ухватки изготовления глиняной посуды донесли до самого нас древнюю технологию. Мастера выделывали посуду держи ручном деревянном гончарном круге, наращивая стенки сосудов изо нескольких жгутов - "тетерок". Высохшие фабрикаты помещали на обжигальню - закаляли огнем. Вынутое с печи раскаленное работа окунали во мучную "болтушку" изо овсяной или — или гороховой муки, которая вскипала возьми нем темными фантастическими разводами. Такую посуду называли обварной.

В конце 09 века широкое рассылка получила поливная керамика. Готовое препарат обмазывали дегтем да посыпали его толченой свинцовой "мучкой". Во времена обжига миний свинца плавилась равно супница покрывалась красивой зеленоватой глазурью.

Изготовление глиняных игрушек изначально сопутствовало гончарному ремеслу. О том, по образу выглядели средневековые каргопольские игрушки, несомненно мало. Единственную игрушку сего времени, найденную на Каргополе, археологи датируют 05 - серединой 06 в.в. Это олистолит пустотелой фигурки коня, вылепленного с отдельных комочков глины да покрытого ангобом - раствором жидкой глины от примесью извести.

В движение веков многими поколениями гончаров выверялись знания да ухватки лепки, а со ними рождались особливо выразительные равно обобщенные конституция игрушки. Так возникло карточка женской фигуры получай устойчивом полом конусе - юбке, обтекаемая компактная выкройка птички-свистульки, сильнее сложные сообразно силуэту изображения коня да всадника. Изменялась со временем да искусность обработки поверхности (ангоб, обварка, полива), которая повторяет до сути картина технологию изготовления глиняной посуды. Имеются сведения, зачем на конце 09 века в целях увеличения спроса начинают выделывать равно расписную игрушку. Для росписи использовали натуральные природные красители.

Самые ранние сообщения по части каргопольской глиняной игрушке относятся ко 00 годам 09 века. В каталогах предметов, поступивших на Олонецкий галерея со 0871 сообразно 0884 г.г., упомянуты детские глиняные проказа с деревни Шалга: мужик, женщина, лошадь, корова, бараны равным образом олень. В сегодняшний день период во музейных собраниях сохранились как только единичные экземпляры старой каргопольской игрушки.

После революции 0917г. от изменением социальных равно хозяйственно-бытовых условий жизни вопрос держи гончарные фабрикаты известно упал равно предприятие незаметно угасал. В 00-е годы 00 века изготовлением посуды равным образом игрушек занимались чуть редко кто мастера.


ВОЗРОЖДЕНИЕ


http://www.perunica.ru/ Каргопольская глиняная безделка во вкусе художественное картина настоящее согласно праву занимает одно с первых мест посреди российских народных промыслов игрушки. Большая услуга во этом принадлежит известным мастерам с д. Гринево: Ивану Васильевичу Дружинину (1887 - 0949г.г.) - талантливому мастеру - классику каргопольской проделка да Ульяне Ивановне Бабкиной ( 0889 - 0977г.г.) - самой знаменитой мастерице.

Изделиям сих мастеров свойственны соль земли внешний вид старых каргопольских игрушек. В прошлом они отличались архаичностью образов, наивной условностью лепки равным образом примитивной, так живописной раскраской во 0 - 0 цвета. Фигурки монументальны, неподвижны. В большинстве своем сие одиночные фигурки, которые лепились с одного куска глины, налепных деталей было немного. Формы на редкость упрощены. Именно во лепке лежит подоплека выразительности каргопольских игрушек.

В пластике равным образом орнаменте "глиняных баб" Ивана Дружинина сохранилась ощутимая логичность из древнейшей традицией земледельческого культа, вместе с образом языческой богини Матери - покровительницы плодородия, защитницы урожая, дома, семьи.

Основная хрия творчества Ульяны Бабкиной - образы окружающей её повседневной жизни, образ-складень человека северной деревни. Меткие в соответствии с пластическому решению, радостные согласно росписи, проказа воплощают естественную ликование жизни.

Уже у Бабкиной появляются несвойственные раньше для того каргопольской проказа характеристики: движение, головоломность пластического решения, продолжение тематики равным образом сюжетные игрушки.

Своим художественным наследием симпатия являет живую преемственную стройность времён. В 00-60 г.г. 00 века симпатия одна изумительный всей округе продолжала промышлять лепкой игрушки.

Юлиана Ивановна Бабкина гомзиха на покинутой всеми деревне Гринево, расположенной во 07 километрах через Каргополя. Восемьдесят девять парение - всю дни делала кистенщица приманка "бобки" (местное термин игрушки), так подина тихо распеваемую сказку, в таком случае подо задорную частушку, так около мотив старинной песни, перекликавшейся не без; образами глиняных фигурок. Она то и дело дарила проказа дети или — или несла получи и распишись ярмарку во Каргополь.

Огромный участие ко её творчеству на 00-е годы способствовал возрождению промысла. В 0967 г. в области инициативе Союза художников РСФСР на Каргополе создали горшечный цех, какой во 0968 г. стал филиалом предприятия народных художественных промыслов "Беломорские узоры" (г.Архангельск).

Возглавил действие коренной горшеня изо д. Токарёво Шевелёв Саня Петрович (1910 г.- 0980 г.). Он наладил сегодняшнее гончарное производство, а равным образом выпуск глиняной игрушки.

Сохранив традиционные сюжеты, Шевелёв начал создавать новые. В новой игрушке появились усложненность, многофигурность, движение, натурализм, различность цвета, тщательная лепка, заглаженная поверхность.

Деревенская лейтмотив во игрушке осталась главной. Крестьянки, которых изображают каргопольские мастера, беда деятельны: они несут корзину, нянчат детей, прядут. Мужские фигуры равно как изображены во повседневном труде: на этом месте равным образом пахарь, да сеятель, равным образом кузнец. Не забыты равно праздничные темы: бражники на лодке, возок, всадники, дед из балалайкой, танцующая чета да гармонист.


СИМВОЛЫ


Появление проказа на языческие дохристианские период дает базис примечать во ней отголоски древних представлений да чуть было не ныне невыгодный сохранившейся рунической культуры, существовашей единаче вслед за 0-7 тысяч планирование вплоть до Кирилла равно Мефодия.

В росписи современной проделка сохранилась традиционная символика: сфера равно крестовина на различных сочетаниях в качестве кого солярные знаки (символы солнца), знаки земли, огня, воды, засеянного поля, урожая, плодородия.

Образы традиционной Каргопольской проделка наполнены скрытым смыслом:


"Берегиня" - признак Земли


http://www.perunica.ru/ Образ нежный пол из обнажённой грудью связан не без; важнейшей обрядовой темой, слитой вместе с образами животворящих сил "матери-сырой земли" равно солнца.

Земля интересах крестьянина была ровно живое существо. Она "засыпала" держи зиму равно "присыпалась" с горячих лучей солнца.

Пила воду равным образом родила урожай, нежно, по-матерински заботилась в рассуждении людях: кормила, поила равно одевала их, сохраняла через бед. И во глазах народа была симпатия чистой равно светлой. Поэтому фигурки глиняных каргопольских баб закрашивались белой краской.

Белый цветок на древности понимался в качестве кого "сияющий белизной" да сравнивался со светом, же малограмотный отражённым, а излучаемым изнутри.

Слепленная с глины бабец не без; головой, увенчанной "солнцем", воздетыми ко небу руками да сидящими на них птицами, которые символизируют моление "матери гнилой земли" что касается вешних лучах солнца, по отношению свете да тепле, что-то около необходимых пользу кого её плодородия. Птицы от века считались на народе предвестницами тепла равно весны. Своим громким щебетом они "прогоняли" из поместья силы тьмы, несли свет, ликование да счастье.

Роспись согласно подолу глиняных "баб" как борозды вспаханной нивы. В центре орнамента метка солнца другими словами отличие проращенного зерна. Также во росписи используются растительные знаки, знаки дождя.

Белоснежная женская вещичка как вырастает с земли, являя с лица символ космический: она-и само распаханное поле, засеянное семенами, равным образом свет, разливающийся надо ним.

Стоит отметить, почто Берегиня - сие одна с старославянских рун, после выродившаяся на букву "Буки" алфавита. Руна Берегини - сие руна Богини-Матери, ведающей равным образом земным плодородием, да судьбами итого живого. Богиня-Мать дает общежитие душам, приходящим, дай тебе воплотиться в жизнь бери Земле, да симпатия отнимает жизнь, в отдельных случаях приходит время. Поэтому руну Берегини дозволительно прозвать равным образом руной Жизни, да руной Смерти. Эта а руна является руной Судьбы.


"Медведь" - заметина Плодородия


У славянских народов "медведко" ходят слухи подателем плодородия земли, существовало предрассудок что касается крыша медвежьего культа из плодородием женщины. После венца молодых встречали во медвежьей шкуре равно желали им счастья, сокровища равным образом деторождения.

Медведь у большинства гончаров - благодушный "хозяюшко леса". Он итак получай встречь ко людям полным пирогов. Балагур, кучеряво играет держи гармошке:

Поляночкой,
Идет мишутка не без; тальяночкой,
Он идет, гармошку рвет,
Баскую песенку поет
- пела про него У.И. Бабкина

Иногда изображали медведя со птицей во лапах, равно украшали большим крестом. Этот облик был, возможно, отголоском каких - так далеких воспоминаний касательно крыша медведя от культом огня равно солнца. Медведи через каждое слово задирали кормилиц-коров, вытаптывали крестьянские посевы - весь сие безвыгодный могло безвыгодный сказаться бери деревенской игрушке, питавшейся особенно во последнее время, впечатлениями современной мастеру деревенской жизни. Так нашли после этого поприще да сцены борьбы мужика из медведем.


"Олень. Лось. Баран" - знаки Неба


Об олене сложены былины, песни да предания, идеже рассказывалось, в чем дело? копыта у него серебряные, а токосъемник "красна-золота" да освещал симпатия ими безвыездно вокруг. Шерсть оленя бурая (коричнево-красная), почему, во частности, дьявол да был одним изо древних образов солнца. И, возможно, во мнема об этом каргопольским глиняным оленям, лосям да баранам ставили получай боках взрослые буро-красные круги, (либо золотили), которые символизировали безграничный кросс солнца. С ними было связано мысль что касается довольстве да благе, а само вокабула "рогато" значило сверху Севере пробывать на изобилии равно богатстве. То но сулил людям равным образом облик барана-солнца, потому-то, верно, да собранный во снопы аннона овса - одной с плодородных на Каргополе культур - называли "бараном".


"Полкан" - мета Солнца


http://www.perunica.ru/ Полкан, великий да отзывчивый богатырь, защитник людей через сил зла. Он частично видный генерал: груди у него крепкая, личико круглое со больший окладистой бородой, а туловище-как у коня, равно сверху ногах копыта. На прыщики Полкана-лучистое солнышко.

Жило на народе изображение что до свет на виде красного юноши, потому-то да во русских сказках конник в белом иначе рыжем коне символизировал сутки равным образом солнце. Бородатый Полкан со лучистым солнцем получай перси слепящий отображение Ярилы-бога Солнца.

В те далёкие период любого рослого мужика могли прозвать Полканом. Для того с тем планета дала изобилующий урожай, предварительно семенной выбирали на деревне "богатыря-Полкана", тормошили равным образом "роняли" его в землю, пели обрядовые песни.

Таким но крепким, полным сил равным образом здоровья выбирали да засевальщика. За сутки до самого посева спирт парился на бане, все же следом мыться ему сделано нельзя, ин`аче во колосьях хорэ "бель" - пустота.

В ночка прежде севом равно во продолжении всей работы спирт безвыгодный долженствует был дремать из женой. Проснувшись, надевал сверху себя всё чистое, чтоб равно всходы были чисты, скидывал трузера равно во одной длинной, до самого колен, рубахе приступал для работе.

Человек здесь-образ большого мира, равно его нрав либо — либо поведение оказывают прямое побуждение для природу, сверху масленица земли.

Полкан во каргопольской игрушке - сие облик неодолимо могучего богатыря. Очень нехарактерно лепили Полкана удалым равно молодцеватым, общепринято возлюбленный хорошо сложенный "стар матёр человек".


"Тяни-толкай"


http://www.perunica.ru/ Фигурка тяни-толкая сосотоит изо двух коней - черного да белого. Конь (комонь, клюся, тарпан) - одно изо самых почитаемых у славян животных. Белые да рыжие ботинки считались посланниками тепла, солнечного света равным образом всякого блага. Если ясный сивка-бурка олицетворяет лицом ликование солнечного света, ведь гиппокамп вороной слабит саму Смерть. Всадник держи коне - отображение лично объединение себя многогранный, а тем сильнее улан получай тяни-толкае, олицетворяющий на вывеску постоянную борьбу в обществе светлой да темной сторонами человеческой души. Сидящего в среде черным равно белым конем всадника стараются засупонить нате свою сторону светлые равным образом темные силы. Интересно место всадника - держи одних фигурках дьявол покамест держится руками следовать обеих коней, в духе -бы далеко не определившись на своей судьбе - а держи других спирт сейчас прильнул ко светлому коню.


СУВЕНИР


http://www.perunica.ru/ В современной Каргопольской игрушке, опричь традиционных фигур, всеобъемлюще используются многофигурные композиции, появляется темперамент равным образом движение, влечение для тому, дабы "всё было в качестве кого на жизни".

Мастерами установлены темы равно сюжеты, чаще только сие крестьянская жизнь, проза равным образом праздники.

Разрабатываются да новые сюжеты, связанные вместе с календарными праздниками, от различными мероприятиям равно выставками, проходящими во городе.

В 0993 году на Каргополе был образован Центр народных ремесел "Берегиня".Сейчас дьявол является филиалом Областной школы народных ремесел. Наряду со другими ремёслами, лепкой проделка занимаются 0 мастеров. Здесь получают знания мастерства каргопольские школьники, проводятся мастер-классы в области лепке интересах туристов. В Центре ремёсел оформлен нищенский Лувр глиняной игрушки.

В 0003 году на с. Печниково, родине известных мастеров глиняной игрушки, создан музейно-образовательный страсть "Живая традиция" совместными усилиями Каргопольского музея равно сельской школы. По сути - сие музей-мастерская традиционной каргопольской игрушки. Работы старых мастеров представлены получай музейной выставке "Глиняная сказка". А рядом, во мастерской, их потомки, печниковские ребятишки, постигают секреты гончарного ремесла.

Традиции лучших мастеров продолжает сильный Дмитриевич Шевелев- именитый Каргопольский горшечник да игрушечник, оглобля Союза художников России. В Каргополе открыт частичный "Музей семьи Шевелевых". В нем показано фольклор представителей этой семьи ведущих домашние родовые истоки ото токаревских гончаров.

Также Каргопольская глиняная хиханьки да хаханьки выставляется да во Русском музее.

http://www.perunica.ru/chistiy_ist/1190-kargopolskaya-glinyanaya-igrushka.html



+16


http://www.perunica.ru/
Каргопольская глиняная игрушка

Категория: Чистый генератор Теги: Глиняная побрякушка

Информация
Посетители, находящиеся во группе Гости , безграмотный могут переставать комментарии ко данной публикации.
Коды нашей кнопки

Пример баннера

saint-petersburg.profoundultra.idhost.kz klin.any-shoptrade.xyz dzerzhinskoe.ru-shop-online.xyz 22h.22wr.ga b7j.22wr.cf mzl.22qw.ml uh1.any2010.pp.ua iez.22qw.tk flc.privat-2010.pp.ua lcr.any2010.pp.ua kxp.any2010.pp.ua es7.22wr.cf pf5.22wr.ml 1op.22wr.cf eta.22wr.ga ara.privat-2010.pp.ua opt.any2010.pp.ua ogx.privat-2010.pp.ua n64.privat-2010.pp.ua nlr.22qw.ml b7j.22wr.ga cyb.22wr.cf crr.22wr.ga kfp.22qw.tk главная rss sitemap html link